Агроводком
(347) 281-65-13
(347) 216-65-13
  Главная / Электродвигатели / Статьи / Неисправности и отказы двигателей
Основные неисправности и отказы электродвигателей

Основные неисправности и отказы электродвигателей

Электродвигатели, изготовленные на заводе и прошедшие весь комплекс приемосдаточных испытаний, исправны и по своим характеристикам соответствуют паспортным данным. Большинство отказов происходят по причинам, возникающим в процессах, следующих за выпуском готовой машины: погрузка, транспортировка, разгрузка, хранение, монтаж на месте эксплуатации. В этот период электрические машины подвержены резким толчкам, ударам, вибрациям, по своим воздействиям часто выходящими за пределы допустимых.

В процессе хранения машины подвержены воздействию низких температур и влаги, тем более что часто машины хранятся в сырых помещениях и даже на открытых площадках. В результате описанных воздействий неисправности возникают обычно в период приработки машины или даже при первом ее пуске. Например, во время хранения машины под воздействием повышенной влажности внутренняя поверхность сердечника статора и наружная поверхность ротора покрываются слоем ржавчины, заполняющей воздушный зазор между статором и ротором.

При первом же включении двигателя ротор оказывается неподвижным. Это ведет к необходимости разборки двигателя и тщательной очистке заржавевших поверхностей. Частицы ржавчины попадают в обмотку двигателя и оказывают разрушительное воздействие на ее изоляцию. Следует иметь в виду, что неисправности электрических машин, связанные с повреждением изоляции, наиболее нежелательны, так как они ведут к необходимости перемотки машины, а следовательно, требуют ее капитального ремонта. Часто нарушения витковой изоляции становятся причиной местных коротких замыканий. При этом машина перегревается, вращение ротора становится неравномерным, возникает небаланс сил тяжения ротора к статору, приводящий к деформации вала машины. Причины, способные вызвать межвитковые короткие замыкания, возникают и при эксплуатации машины, когда во внутреннюю полость попадают посторонние частицы (пыль, грязь, мелкая металлическая стружка), способные механически повредить изоляцию обмотки.

При работе асинхронных двигателей от преобразователей частоты ПЧ, в которых выходное трехфазное напряжение формируется методом широтно-импульсной модуляции, на входе двигателя возникает напряжение импульсной формы, амплитуда которого может значительно превышать амплитуду синусоидального напряжения первой (основной) гармоники. Это может привести к нарушению межвитковой или межфазовой изоляции и вызвать межвитковые короткие замыкания. Устранению этого нежелательного явления способствует применение сглаживающих фильтров на выходе преобразователя в цепях питания двигателей.

В коллекторных двигателях постоянного тока причинами неисправностей часто являются нарушения работы щеточно-коллекторного узла, способные вызвать усиление искрения или даже круговой огонь на коллекторе. Возможные неисправности электрических машин настолько разнообразны и многочисленны, что описать их полностью не представляется возможным. В таблице ниже приведены наиболее характерные и часто встречающиеся неисправности в электрических машинах, причины, их вызвавшие, и способы устранения этих неисправностей.

Часто встречающиеся неисправности электродвигателей

Виды неисправностей
Причина
Способ устранения
При включении в сеть ротор (якорь) неподвижен На входных клеммах машины отсутствует напряжение либо оно слишком мало Проверить питающую линию, устранить повреждение и обеспечить подачу номинального напряжения
При включении в сеть ротор неподвижен, сильное гудение, интенсивное нагревание Разрушен подшипник; задевание ротора о статор; заклинило вал рабочего механизма Отсоединить вал двигателя от вала механизма и вновь включить двигатель; если вал двигателя остается неподвижным, снять двигатель и отправить в ремонт
Остановка работающего двигателя Прекращена подача напряжения
Сработала защита двигателя
Найти и устранить разрыв в питающей цепи
Выяснить причину срабатывания защиты (перегрузка двигателя, значительно изменилось напряжение в сети), устранить ее и включить двигатель
Двигатель не достигает требуемой частоты вращения, сильно перегревается Двигатель перегружен
Подшипник вышел из строя
Устранить перегрузку
Заменить подшипник
Двигатель сильно перегревается Двигатель перегружен
Повышено или понижено напряжение сети
Повышена температура окружающей среды
Нарушена вентиляция двигателя (засорились каналы подачи воздуха на вентилятор, загрязнена поверхность двигателя)
Устранить перегрузку
Выяснить и устранить причину отклонения напряжения от номинального
Устранить причину и понизить температуру до допустимого значения
Очистить вентиляционные каналы подачи воздуха на вентилятор и устранить загрязнение поверхности двигателя
Работа двигателя сопровождается сильным гудением, появился дым Произошло замыкание витков некоторых катушек обмотки статора; короткое замыкание одной фазы Двигатель отправить в ремонт
Сильная вибрация двигателя Нарушилась балансировка вентиляторного колеса двигателя либо другого элемента, установленного на валу двигателя Устранить небаланс вентилятора либо другого элемента, установленного па валу двигателя
Подшипник перегревается, в нем слышны шумы Подшипник и смазка в нем загрязнены
Подшипник изношен
Нарушена центровка валов двигателя и рабочей машины
Удалить из подшипника смазку, промыть его и заложить новую смазку
Заменить подшипник
Произвести центровку валов
Двигатель не отключается от сети при нажатии кнопки «Стоп» «Залипли» контакты магнитного пускателя Отключить двигатель автоматическим выключателем и заменить магнитный пускатель
При включении в сеть двигатель работает неустойчиво Силовые контакты магнитного пускателя не создают устойчивого соединения Заменить магнитный пускатель
Разрушение лап машины в местах их присоединения к корпусу Очень сильная вибрация машины
Нарушение соосности сочлененных валов двигателя и рабочей машины
Определить несбалансированные вращающиеся элементы и выполнить их балансировку Разъединить валы и восстановить их соосность
Разрушение гнезд с резьбой в корпусе для крепления подшипниковых щитов Слишком сильная вибрация
Разрушен подшипник
Устранить причины, вызывающие такую вибрацию
Заменить подшипник
Ослабление крепления подшипника в подшипниковом щите Слишком большая радиальная нагрузка на выходной конец вала, приведшая к износу места посадки подшипника в щите
Очень большая вибрация машины
Уменьшить радиальную нагрузку и заменить двигатель; применить двигатель другого типоразмера, способный без разрушения выдержать существующую радиальную нагрузку
Устранить причины сильной вибрации и заменить двигатель

   Статьи по теме:

Выбор асинхронных двигателей для работы с приводимыми механизмами Выбор асинхронных двигателей для работы с приводимыми механизмами.
Процесс выбора состоит в удовлетворении ряда требований потребителя и заключается в переборе возможных вариантов, в том числе: по напряжению и частоте вращения; по конструктивному исполнению; по уровню вибрации и шума; по мощности и режиму работы ...  >>>
Обслуживание электродвигателей Обслуживание электродвигателей.
Контроль за температурой нагрева электродвигателя состоит в периодическом измерении температуры отдельных его частей. Температура нагрева обмоток не должна превышать значений, допустимых для класса нагревостойкости изоляции, примененной в электродвигателе ...  >>>
Выбор электродвигателя по классу вибрации и уровню шумаВыбор электродвигателя по классу вибрации и уровню шума.
Класс вибрации определяется по вибрационной скорости в миллиметрах в секунду, уровень шума - в децибелах. В соответствии с рекомендациями ГОСТ 16921-83 для асинхронных двигателей общепромышленного исполнения с конструктивным исполнением ...  >>>

все статьи  >>>